Наверняка каждая из вас слышала о таком фотографе как Максим Тооме. Еще бы! Ведь у него снимались самые красивые девушки Эстонии. Помимо фотографий красавиц, молодой фотограф также питает страсть к автомобилям и, вообще, ко всему прекрасному. В этом эксклюзивном интервью Максим рассказал Buduaar'у не только о своем призвании, но и о себе, о людях, которые его окружают, об эстонских и русских знаменитостях, о женщинах, которые ему нравятся, а также о своем отношении к красоте в целом. 

Во сколько лет ты начал интересоваться фотографией?

Мне, наверное, следует рассказать трогательную историю о том, как на отдыхе в Крыму в 5 лет я первый раз фотографировал родителей на фотоаппарат «Ломо», а потом при свете красной лампы мы все вместе в ванной комнате проявляли снимки. Наверное, следует, но я не буду. Мой сын в свои 5 лет тоже фотографировал меня с женой на отдыхе. Это ничего не значит. Кто знает, кем он решит стать? Мы в детстве делаем миллионы вещей, о которых потом можно будет сказать: «Вот! А я еще будучи бессознательным ребенком провожал взглядом самолеты, играл в магазин, подстригал игрушечного пса».

С чего началось твое увлечение фотографией?

Реально, с конкретной целью сделать красивые снимки, я взял в руки фотоаппарат, когда мы с товарищами решили создать интернет-сайт об автомобилях Car.ee. Мы проводили тест-драйвы новых машин и, как любое уважающее себя издание, сопровождали свои заметки собственноручно сделанными фотографиями. Так что первыми моими фотомоделями были автомобили. После Car.ee я перешел работать в газету МК-Эстония, где также отвечал за автомобильную рубрику. К тому времени я уже обзавелся более-менее приличной камерой, которая позволяла делать неплохие снимки. Меня никто об этом не просил, и, по большому счету, никому это и не было нужно. Просто самому было интересно сфотографировать каждый новый тестируемый автомобиль как-то по другому, интереснее, чем предыдущий, постараться передать его характер. У машин, как и у людей, у каждой своя внешность и свой характер. В то же время я иногда вызывался подменять основного фотографа на съемках, не связанных с автомобилями.

Что тебе нравится снимать больше всего?

Мне просто нравится снимать. В студии, на улице, на вечеринках, в путешествиях, дома. Я не тот фотограф из «Камеди Клаба», который «на работе фотографирует сиськи и жопы, а на отдыхе - жаб и небо». Хотя нет. На вечеринках мне надоело фотографировать. У меня амбиции. Великое будущее. А на вечеринках я тот же официант, охранник, одним словом, обслуживающий персонал. И отношение к тебе соответствующее. Это совсем не вяжется с великим будущим. К тому же, фотографируя вечеринки, я дошел до определенного предела. Выше уже не прыгнуть. Через это надо пройти, чтобы идти дальше. В репортажной съемке люблю только показы мод и различные презентации. Здесь люди, по крайней мере, прилично ведут себя и соответственно выглядят. Одно время нравились свадьбы. Позитив какой! У людей счастье. Радовался за новобрачных, как за собственных родственников. Потом тоже надоело. Известно же: счастье у всех одинаковое. А я люблю, чтоб все время что-то новое, неожиданное. Не люблю повторяться.

С кем легче и приятнее работать?

Легче работать с профессионалами, приятнее работать с приятными людьми. Профессиональных визажистов и парикмахеров не надо постоянно просить что-то переделать, профессиональная модель знает, как ей встать, какое лицо изобразить. Но они могут оказаться крайне неприятными людьми. А может и наоборот быть. Ну такой милый человек, что просто аж вообще. А делает все черти знает как. И ничего с ним не получается. Зато милый. Зато приятный. Когда «легко» и «приятно» находят друг друга, тогда и получается самый лучший результат.

Самая запоминающаяся съемка?

Человеческий мозг имеет неограниченное пространство для бесполезной информации. Я помню практически каждую свою съемку. Самый большой отпечаток в памяти, наверное, оставила самая первая съемка в студии, когда пытался совладать с профессиональным светом, не зная о нем практически ничего. Однажды решил испытать на прочность себя, модель и камеру на 20-и градусном морозе. Студии тогда не было, а поснимать страсть как хотелось - вот и отправились посмотреть, что получится. Получилось вроде даже очень ничего. Но больше таких экспериментов я ставить не буду. Минус 20 – это все-таки очень холодно. Я теплолюбивый.

Удавалось ли тебе работать со знаменитостями? С кем понравилось больше всего? Кто из эстонских известных лиц боится вспышек фотоаппарата?

Объектив моей камеры видел достаточное количество известных людей. Среди эстонских знаменитостей я фотографировал очень многих, особенно тех, кто любит «потусоваться». Певцы, актеры, телеведущие, бизнесмены и просто откуда-то всем известные люди. Конечно, есть среди них и те, кто не очень любит «светиться». В основном, это мужчины-бизнесмены: Меэлис Лао, Урмас Сыырумаа, Индрек Рахумаа. С ними все понятно: мало ли, в каком свете их лицо появится в прессе. Может пострадать репутация. Хотя, например, Райн Лыхмус, Яан Тоотс или Сонни Асвани так не считают, и обычно с удовольствием позируют перед камерой. Что касается представителей шоу-бизнеса, то некоторое недоумение вызывает поведение Маарьи-Лийз Илус. Когда она на сцене, ей, конечно, некуда деваться, но в толпе она старается спрятаться как можно дальше от фотокамер. Может просто надоело постоянное повышенное внимание к ее персоне. А вот больше всего запомнился вовсе не эстонский, а российский проминент. Мне надо было сфотографировать кинорежиссера Федора Бондарчука, когда он давал интервью здесь, в Таллинне. То ли он был не в духе с самого начала, то ли молоденькая девочка-журналистка просто испугалась лысого дяденьку, чем вывела его из себя. В итоге интервью пришлось подхватывать мне, фотографу. И диалог с «заведенным» Бондарчуком получился очень колоритным, так же, как и фотографии: наморщенный лоб, интересные жесты. Особенно его вывел из себя вопрос про Бекмамбетова. Тогда на весь мир гремел «Wanted» с Джоли, а Бондарчук таскал везде голубоглазого блондина, продвигая свой не очень удачный «Обитаемый остров».

Ездил ли ты фотографировать за границу? Куда?

За границей я фотографирую автомобильные выставки. В октябре вот ездил в Париж. Уже третий раз. Это стало некой традицией: осенью каждого четного года, когда в Париже проходит одна из крупнейших в мире автомобильных выставок, я отправляюсь в столицу любви и гламура. В те же дни проходила Парижская Неделя моды, но я поздно узнал, что даты совпадают, и вовремя не побеспокоился об аккредитации на это культовое событие. «У нас не любая неделя моды, а парижская, надо за 3 месяца обо всем беспокоиться», - заявили мне в пресс-центре. Сейчас думаю, удастся ли совместить Миланскую Неделю моды с автосалоном в Женеве в конце февраля или начале марта (там на машине, как от Таллинна до Риги, только чуток живописнее). Кроме Парижа, так же фотографировал автовыставки в Франкфурте, Эссене, Стокгольме, Хельсинки, Риге.

Что на ней изображено на твоей любимой фотографии? Чем именно она так нравится?

Нет у меня любимых фотографий. Так же, как нет любимых фильмов или музыки. Они все время разные. Сегодня нравится одно, завтра – другое, а через месяц опять нравится то, что нравилось два года назад. Есть, скорее, фотографы: Хельмут Ньютон, Стивен Кляйн, Дэвид Лашапель, Марио Тестино, Патрик Демаршелье. В общем, стандартный «воговский» фэшн-набор. Хотя вот Лашапель нравиться перестал. Опять же - надоел. Из последнего, что на меня произвело неизгладимое впечатление – это фотосет Дарьи Вербови от Микаэля Янссона для календаря 2011 Vogue.

Были ли у тебя фотовыставки? Если нет, планируешь ли?

Все мои фотовыставки - в Интернете. Не знаю, получится ли у меня вообще когда-нибудь собрать дюжину работ для выставки. Мне быстро перестает нравится то, что я сделал. Сейчас – вроде ничего так. А через месяц смотрю – фу, какой ужас, как я такое мог снимать. Поэтому мне нужен, во-первых, человек, который трезвым взглядом мог бы отобрать наиболее интересные фотографии, а во-вторых, чтобы он мне еще и спонсировал данное далеко не дешевое мероприятие. Надо жену попросить. Она умеет дать взвешенную оценку моим фотографиям.

Какой типаж женщины тебе нравится больше всего?

Если вы еще не поняли, то на этот вопрос однозначного ответа тоже не получите. Вот Дарья Вербови мне нравится. Внешне. Внутренне мне ее, к сожалению, не удалось узнать. Тут математическими формулами не объяснишь. Нравится, и все. Кстати, смотрел тут последний Victoria’s Secret Fashion Show. Когда-то мой кумир - Адриана Лима - ну так ужасно выглядела, что все настроение испортила. Даже не выглядела, а вела себя на подиуме. Вылитый Артур Пирожков. Те же жесты, ужимки. Наигранное «I love you» в публику. Нельзя так с простым народом. Или это я такой впечатлительный. А вот со внутренними качествами немного проще. Нравятся женщины целеустремленные, со стержнем. Стержень – он здесь в какой-то степени материализуется, потому что у таких женщин и осанка прямее, и ходят они красиво, и держатся достойно.

Как ты считаешь, каждая ли девушка может быть потенциальной фотомоделью?

Абсолютно не каждая. Кроме внешних данных, должны еще быть внутренние. Внешность, по большому счету, можно себе сделать: тренировками, диетами, операциями, тяжелой рукой соседа. А если нет внутренней харизмы и неподражаемой естественности, то их не натренируешь никакими гантелями. Можно пыжиться и стараться, но это всегда будет видно на фотографии - все это не настоящее. Но даже когда имеются все данные, нужно очень много работать, научиться быть пунктуальной, милой в общении, при этом терпеть обиды и грубость, смириться с тем, что все вокруг «крутые», а на тебя всем плевать.

Как ты можешь охарактеризовать в целом людей, которые хотят у тебя фотографироваться? Есть ли между ними что-то общее?

Те, кто у меня хотят фотографироваться и кого я хочу фотографировать – не всегда одни и те же люди. Иногда я сам предлагаю человеку у меня посниматься. В таких случаях результат всегда получается отличным. А когда я малодушничаю и соглашаюсь фотографировать тех, кто очень настойчиво просит, получается черти что. Не знаю, может им самим и нравится. Я все пытаюсь научиться давать твердые и, по возможности, необидные отказы, мол, прости, рожей не вышла. А общее есть у тех, кого я сам выбираю и хочу фотографировать - они все очень красивые и фотогеничные люди.

Что нравится больше: художественная съемка или фоторепортажи?

Однозначно художественная съемка. Я не люблю фотографировать реальность, потому как не люблю саму эту реальность - серую, унылую бытовуху: сопли, прыщи, грязные волосы, мятую одежду. Я люблю создавать другой, идеальный мир. Где у людей нет изъянов или нет людей с изъянами - как вам больше нравится. Где небо синее и трава зеленая, где на улицах нет мусора и провода не портят вид. Кто-то скажет, что в таком мире жить скучно. Но разве красота может быть скучной? Красота и наслаждение – синонимы во всех смыслах. Я люблю жить красиво и наслаждаться жизнью.

 

Тамара Тютина

Buduaar.ru