В Таллиннской гимназии для взрослых обучается около тысячи человек. Здесь есть возможность получить основное образование за 7–9 классы, а также среднее образование за 10–12 классы. «Прежде всего мы ждем людей, которые имеют по-настоящему взрослое понимание того, что каждый сам несет ответственность за получение образования», – продолжает Аве Соеков. «Ученик нашей школы должен быть хорошо замотивирован, потому что наши преподаватели – это скорее партнеры и помощники учащегося.

Инновационные дигитальные решения

Приступая к учебе в Гимназии для взрослых, можно выбрать два варианта: в дигитальной среде или же через традиционную нестационарную форму обучения. «В обычном классе занятия проходят три дня в неделю. Это позволяет учителю более эффективно оказывать помощь учащемуся. Выполнение большей части работ на оценку также происходит в школе», – рассказывает Аве Соеков. «Если ученик выбирает дигитальное обучение, то он должен посещать школу лишь один раз в неделю. В школе происходит закрепление того материала, с которым ученик ознакомился дома. В классе также проводятся групповые работы и выполнение заданий. В остальном же ученик занимается дома в самостоятельном режиме. Для этого используется учебная среда Moodle, предлагающая четко выстроенную структуру всего учебного процесса: задания, а также возможность общения с учителями».

Аве Соеков говорит о том, что те ограничения, с которыми столкнулась система образования из-за коронакризиса, стали причиной активного расширения возможностей дистанционного обучения, в то время как дигитальные инструменты используются в гимназической ступени уже с 2012 года. «Даже те учителя, которые еще не успели разработать свои дигитальные курсы, получили возможность воспользоваться уже имеющимися курсами от своих коллег», – отмечает Соеков. «В основной школе подобные решения до сих пор не использовались, поэтому некоторым учителям оказалось непросто оперативно перестроиться на дигитальное обучение. Непросто пришлось и ученикам». 

Опыт показал, что многие ученики основной школы также готовы использовать возможности дигитального обучения. Именно поэтому и появилась идея внедрить эту технологию также и в учебный процесс основной школы. «Этой осенью к занятиям в нашей школе впервые приступят ученики 9E класса», – продолжает Соеков, которая и является руководителем создаваемого класса. «Мы с нетерпением ждем хорошо мотивированных учеников, которые умеют планировать свое время и умеют учиться. Ученик необязательно должен быть круглым отличником. Гораздо важнее такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, последовательность и умение обращаться за помощью.» 

Нередко с дигитальным обучением не справляются те, кто, несмотря на готовность учиться, оказываются не в состоянии планировать свое время, не обладают достаточным уровнем самодисциплины и непоследовательны. «Иногда программу гимназии за три года успевают пройти именно те, кто, может быть, и не обладает исключительными академическими талантами, однако использует свое трудолюбие и целеустремленность», – отмечает Аве Соеков. «Именно поэтому мы ждем в открывающийся 9E класс именно тех взрослых учеников, которые мотивированы и четко понимают, зачем они пришли». Те, кому в основной школе подошел дигитальный вариант обучения, смогут продолжить учиться в том же формате.

Гимназия для взрослых не предлагает обучения исключительно в дигитальной форме. Аве Соеков объясняет эту позицию следующим образом: «Как правило, так не делается. Мы все-таки хотим видеть наших учеников в школе настолько часто, насколько это возможно». «Исключения могут быть сделаны для тех учеников, которые живут за границей и физически не могут посещать школу». 

Школа с дружелюбной и открытой атмосферой

Среди учеников Таллиннской Гимназии для взрослых были учащиеся, возраст которых варьировался от 14 до 60 лет. «Если вы пришли к тому, что вам необходимо продолжать учиться, ни в коем случае не надо бояться приходить в школу», – говорит Аве Соеков. Отвечая на вопрос о том, как бы она описала обобщенный портрет ученика Гимназии для взрослых, Соеков говорит, что невозможно грести всех под одну гребенку. Тем не менее можно привести несколько примеров. «Мой любимый тип – это т. н. школьные хулиганы, которые в обычной школе теряют интерес к учебе, потому что им там скучно и они не хотят никого слушать, несмотря на то, что вне школы это очень умные и толковые ребята. Часто такие люди бросают школу и возвращаются к учебе уже после 30 лет. Здесь мы имеем дело уже с совершенно другими людьми, у которых огонь в глазах, а также имеется житейский опыт, на который прекрасно ложатся школьные знания.» 

В Гимназию для взрослых также приходят учиться молодые мамы, которым пришлось покинуть школу. «У нас даже учатся отцы, которые хотят закончить школу одновременно с собственными детьми или чуть раньше их», – продолжает Аве Соеков. «Еще один пример – это ученики, которые покинули школу, имея негативный опыт ее посещения. Из-за того, что пострадала их самооценка, они зачастую не склонны к учебе. Сердце радуется, когда мы видим, как такие ученики раскрываются, потому что видят, что здесь им рады, и они могут развиваться в собственном темпе. В конечном итоге они поступают в университет, выстраивают карьеру и ведут нормальную жизнь».

Как уже было сказано, к ученикам здесь относятся с теплотой и понимаем – никого ни в чем не упрекают и не ругают. «У некоторых возникает чувство ложного стыда, если они, например, не ходили в школу две недели. В таком случае бывает трудно вернуться. Однако мы всегда говорим своим ученикам: даже если вы не закончили школу, вы всегда можете вернуться. Некоторые приходят в школу осенью и с большим энтузиазмом приступают к занятиям, однако в конце сентября они пропадают и возвращаются лишь в конце мая... Весной они пытаются по-быстрому наверстать упущенное, однако чаще всего осенью им приходится начинать все с начала. Некоторые проходят этот круг по четыре раза, а на пятый понимают, что к делу надо подходить серьезно. Мы никого не прогоняем! Зачастую именно в этот момент рабочие и семейные обстоятельства складываются у человека таким образом, что у него есть возможность закончить школу.